?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
10 фильмов, свидетельствующих о конце кино
kitmq

Попросили меня тут составить список фильмов на столь актуальную, животрепещущую тему. Тут возможно написать отписку - что-то из разряда "десятки худших современных фильмов, что видел". Потому как самым наглядным и буквальным подтверждением того, что кино умерло является как раз отсутствие безусловных шедевров и (почти) отсутствие выдающихся картин, а также, конечно, катастрофическое снижение общего среднего уровня выпускаемой продукции. А, говоря конкретнее, отсутствие чего бы то ни было принципиально нового ("истинное художественное произведение - всегда открытие по содержанию и новация по форме", как известно). На фоне чего процветает всевозможная кинематографически беспомощная ахинея, которая со стабильной периодичностью не реже раза в год выдаётся за новое слово в искусстве (последний яркий пример - "Квадрат" (2017)). Но это слишком просто, не очень-то интересно и малозначимо. Хотя бы потому, что слишком много фильмов здесь можно назвать. Если взглянуть с другой, более глубокой стороны, то можно выделить картины, концу киноискусства активно поспособствовавшие - по степени отрицательного влияния, которое они оказали на киноиндустрию и кинопроцесс. Конечно, в разной мере, и по-разному, но ставшими (как рано или поздно выяснилось) своего рода отправными точками (кино)движения в тупик. И таких творений тоже будет немало (от "Челюстей" (1975) и "Звёздных войн" (1977) до "Догмы" (1995-...) и "Трансформеров" (2007)). Это важно, чрезвычайно любопытно, но, пожалуй, тоже недостаточно концептуально. А вот самое интересное и представляющееся уж точно концептуальным, это назвать те произведения, в которых данная проблематика стала формообразующей частью авторского высказывания. Проще говоря, выделить те картины, где конец киноискусства в той или иной мере постулируется как данность. Наиболее отчётливо.

(в хронологическом порядке)

 1. "Видео Бенни" (Михаэль Ханеке, 1992)
 2. "Взгляд Одиссея" (Тео Ангелопулос, 1995)
3.
"Дипломная работа" (Алехандро Аменабар, 1996)
4. "
Забавные игры" (Михаэль Ханеке, 1997)
5.
"Звонок" (Хидео Наката, 1997)
6. "Шоу Трумена" (Питер Уир, 1998)
7. "
Актёры" (Бертран Блие, 2000)
8. "Накойкатси" (Годфри Реджо, 2002)
9. "Туринская лошадь" (Бела Тарр, 2011)
10. "Хэппи-энд" (Михаэль Ханеке, 2017)

По идейной тональности несколько однообразный и, возможно, не самый убедительный получился список. БОльшая часть фильмов повествует, скорее, косвенно о том, что пришло на смену традиционному кинематографу и чем вообще стало кино в руках людей(-заложников современной техногенной цивилизации): в какой ужас оно превратилось. При этом и не все позиции бесспорны. Получается, казалось бы, одно из двух: или главные произведения о конце кино ещё впереди ("большое видится на расстоянии"), или это ещё процесс незавершённый - и возможно возрождение кинематографа. И в том, и в другом случае ещё не так всё плохо: раз есть основательная надежда на будущее, значит, "пациент скорее жив, чем мёртв". Но на самом деле есть и третий, и он-то самый безнадёжно-печальный и самый объективно-закономерный, близкий к истине вариант: кино настолько дегенерировало, что уже оказалось не способным полноценно отрефлексировать собственное вырождение. Круг замкнулся.