Кирилл (kitmq) wrote,
Кирилл
kitmq

"Защитник Седов" Евгения Цымбала

 
         Столичный адвокат самой высокой квалификации, рискуя сразу всем (действие происходит в 1937 году), едет в провинцию, чтобы разобраться-защитить приговорённых к расстрелу «врагов народа». Обвинение, естественно, оказывается абсолютно сфальсифицированным, и «агрессивному адвокату» немалыми усилиями, но удаётся добиться пересмотра дела и полной отмены приговора! – за отсутствием состава преступления. Справедливость, казалось бы, восторжествовала. Но это ещё не финал истории.
         Пожалуй, лучшая картина о сути Большого террора, о самой возможности столь отлаженного, бесперебойного функционирования оного, а шире – любого государственного террора.
         Самое поразительное (в контексте вышеизложенного), что в повествовательном отношении фильм выстроен строго по одному из фундаментальных канонов классической драматургии: герой имеет некую высшую цель, к ней упорно и самоотверженно движется, «за ценой не стоит», в конце концов, героическими усилиями добивается желаемого, но почему-то… вместо триумфа терпит поражение. Ибо та самая цена, которую ему в итоге пришлось заплатить, вдруг – самым жестоким образом – ставит под сомнение весь достигнутый результат.
         И именно на такой: имманентно экзистенциальной драматургической модели авторам «Защитника Седова» удалось вскрыть саму сердцевину механизма действия Большого террора (как с заглавной буквы, так и с прописной). Когда каждому человеку приходится выбирать: жертва он или палач. Но на самом деле выбор почти всегда иллюзорен. Ибо любой палач в любую минуту может разделить участь жертвы. Но это ещё не самое страшное. Наибольший ужас в том, что даже вполне героически предпочтя путь жертвы – можно оказаться палачом! Жизнь отдельно взятого человека не имеет никакого значения для успешного функционирования тоталитарной системы-государственной машины террора. Ведь «незаменимых нет».

9,5 из 10

Subscribe

  • 5 самых значительных фильмов десятилетия

    Те, которые если и не стали прорывом (хотя грандиозный фильм Линклейтера, пожалуй, стал, а аналоги творения Леха Маевского мне неизвестны), то,…

  • Дюжина фильмов 2020 года

    1. "Я обвиняю" (Роман Поланский, 2019) 2. "Тело Христово" (Ян Комаса, 2019) 3. "Дьявол всегда здесь" (Антонио…

  • 10 жизнеутверждающих фильмов

    После которых - как страшно банально это ни звучит - хочется жить. Ибо - как Чехов закончил один рассказ - жизнь кажется восхитительной, чудесной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments